Служение закону, справедливости и людям
6 апреля сотрудники органов предварительного следствия в системе ведомства отмечают свой профессиональный праздник. Сохраняя преемственность и продолжая лучшие традиции этой незаменимой службы, нынешнее поколение следователей системы МВД России вносит свой заметный вклад в борьбу с преступностью.
В столице одним из наиболее опытных юристов-руководителей по этому направлению правоохранительной деятельности является заместитель начальника УВД по Северному административному округу — начальник Следственного управления полковник юстиции Мария ВИНОГРАДОВА, отмеченная государственной наградой — медалью «За отличие в охране общественного порядка». В беседе с корреспондентом газеты «Петровка, 38» Мария Павловна рассказала не только о буднях возглавляемого ею коллектива, но и поделилась, каков в её представлении современный следователь.
— Мария Павловна, сейчас вы — признанный профессионал-практик следствия. А с чего начался ваш путь к этому призванию?
— Ещё будучи школьницей, я после прочтения книги Льва Шейнина «Записки следователя» навсегда определилась с выбором профессии. Такому выбору способствовало и другое обстоятельство: в располагающейся на территории Войковского района САО средней общеобразовательной школе № 726, где я училась, в 1991 году был открыт юридический класс. В нём преподавательский состав ведомственной академии обучал нас азам уголовного права и криминалистики. Получив среднее образование и заодно имея общее представление о правоведении, в последующем я и некоторые мои одноклассники обрели эту поистине замечательную профессию — следователя.
— И в чём же заключается изюминка труда следователя, иначе говоря — особенность этой профессиональной деятельности?
— На мой взгляд, наиболее точным и ёмким определением труда следователя является следующая цитата из уже упомянутой книги нашего известного коллеги-юриста: «Следователь никогда не знает сегодня, какое дело выплеснет жизнь на его рабочий стол завтра. Но каково бы ни было это дело — будет ли оно о разбое, или об убийстве, или о хищении, — за ним всегда и, прежде всего, стоят люди, каждый из них со своим характером, своей судьбой, своими чувствами. Не поняв психологии этих людей, следователь не поймёт преступления, которое они совершили». И этот, образно говоря, кодекс следователя не теряет своей актуальности и поныне.
— Очевидно, что следственная специализация не должна ассоциироваться с этаким однообразным, рутинным трудом.
— Профессия следователя — трудная, но очень интересная и важная для общества, она требует от представителя нашей специализации интеллектуальных, духовных, физических сил, а также и безупречного исполнения служебного долга. Но в то же время, по моему мнению, — это самая благородная профессия для юриста. Случайные люди в ней надолго не задерживаются. Особо подчеркну, что я никогда не называю свою профессию «работой», поскольку для меня это — служба в высоком значении данного слова, а лучше сказать — служение закону, справедливости и людям. И как бы высокопарно это не звучало, но, что называется, иного не дано. Именно такое понимание нашей профессии я стараюсь привить следователям, только вступающим на этот трудный путь.
Нужно с желанием, с огоньком заниматься своим профессиональным делом, в котором, полагаю, найдётся место и для творческого, новаторского подхода к решению служебных задач. Криминал ведь периодически пытается чем-то особенно изощрённым «удивить» правоохранителей, поэтому и следствие обязано совершенствовать методологию своей деятельности и вводить в практику эффективные профессиональные новации.
— В настоящее время сотрудники службы должны владеть методикой расследования как обычных, типичных уголовных деяний, так и «продвинутых» преступлений.
— В современном бурно развивающемся мире высоких технологий виды преступлений также стремительно меняются. И следователь, имея приобретённые навыки раскрытия и расследования, например, «классических» хищений чужого имущества посредством краж и грабежей, должен постоянно, в ногу со временем, овладевать знаниями в области «электронного пространства». Ведь теперь в этих «виртуальных далях» совершается значительный объём преступлений, в том числе происходят бесконтактные мошенничества и дистанционные хищения.
— Скажите, а каков сейчас средний возраст у сотрудников окружной следственной части по расследованию организованной преступной деятельности?
— Средний возраст у сотрудников нашей следственной части — 25-30 лет. Вступающий на путь следователя молодой сотрудник, сталкиваясь с трудностями службы, физическими, эмоциональными перегрузками, теми или иными профессиональными сложностями, довольно быстро понимает, что наша правоохранительная сфера далека от романтики «очарования» детективных романов, где сыщик и следователь — всегда победитель.
— Хотелось бы, чтобы вы назвали имена лучших сотрудников следственной части СУ УВД по САО.
— Среди лучших сотрудников СЧ Следственного управления — старший следователь по особо важным делам 3-го отдела подполковник юстиции Руслан Мирзоев и старший следователь 1-го отдела майор юстиции Игорь Межин.
Высшее юридическое и высшее экономическое образование имеет старший следователь 4-го отдела майор юстиции Денис Евтеев.
Старший следователь 1-го отдела капитан юстиции Николай Кабанов окончил в 2014 году Санкт-Петербургский университет МВД России и в 2019-м — адъюнктуру Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Дважды — в 2018-м и 2019-м — признававшийся лучшим следователем Москвы по итогам конкурса профессионального мастерства в столице, он на прошедшем в сентябре прошлого года в Казани Всероссийском конкурсе занял третье место по специальной подготовке.
— Пожалуйста, приведите примеры по неординарным уголовным делам.
— 11 сентября 2018 года по факту мошеннического хищения денежных средств у потерпевших, имеющих онкологические заболевания различных степеней тяжести, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 159 УК Российской Федерации. Преступники путём обмана завладели деньгами онкобольных под предлогом оказания им квалифицированной медицинской помощи на платной основе. А это лечение, вообще-то, полагалось жертвам мошенников бесплатно, по программе обязательного медицинского страхования.
По делу к уголовной ответственности привлекли четырёх ранее не судимых сообщников, которые открыли офис и создали сайт по организации якобы лечения онкобольных в ведущих профильных учреждениях здравоохранения. Всем желающим обещалась исключительно квалифицированная врачебная помощь. Потерпевшими были признаны четыре человека, передавшие мошенникам денежные средства от 250 тысяч до 450 тысяч рублей. При этом кому-то из «счастливчиков» было оказано лечение, полагаемое им бесплатно по полису ОМС, а кто-то даже и этого не получил. В ходе следствия деньги потерпевшим были возвращены полностью.
Приговором Савёловского районного суда города Москвы минувшим летом каждому из подсудимых было назначено наказание в виде реального лишения свободы сроком от 1 года до 3 лет в исправительной колонии общего режима.
По решению суда был арестован преступник, который собственноручно черкал «клиентам» расписки о получении от них солидных денежных сумм будто бы в займ и пытался свои мошеннические действия замаскировать под гражданско-правовые отношения. Выдавая себя за помощника судьи районного суда столицы и сотрудника Росимущества и Управления Федеральной службы судебных приставов, нахальный самозванец голословно сулил гражданам «выгодное вложение капиталов». Не располагая соответствующими возможностями, аферист обещал «партнёрам» оказать содействие в приобретении по заниженной цене выставленного на торги арестованного имущества — квартир и автомобилей. Завладев деньгами, мошенник скрывался. Фигурант уголовного дела на протяжении двух лет, с июня 2015 по тот же месяц 2017 года, совершил серию из 14 преступлений и при этом получил от объегоренных «кредиторов» около 200 миллионов рублей. В июле прошлого года Головинский районный суд города Москвы приговорил преступника-«заёмщика» к 8-летнему сроку лишения свободы.
— На стоящем в углу вашего служебного кабинета столике находится прямо-таки музейная вещь — старенькая пишущая машинка «Optima».
— Да, это и впрямь раритет нашей окружной службы. Данной пишущей машинкой пользовались несколько моих предшественников-руководителей, в том числе и наш славный ветеран — бывший начальник следственного отдела Ленинградского РУВД города Москвы полковник милиции Фаина Максимовна Ульянова, перешагнувшая уже рубеж 90-летия.
Приходя на службу, я понимаю, что занимаюсь любимым делом и очень благодарна возглавлявшим в разные периоды времени СУ УВД по САО и столичное ГСУ опытнейшим коллегам. Они не только помогали мне в профессиональном становлении, но и оказывали доверие, выдвигая на вышестоящие должности. Всегда буду признательна своему наставнику — бывшему заместителю начальника Следственного управления УВД по САО подполковнику юстиции Элле Дмитриевне Шкневской.
Прошла с 1994-го фактически в одном подразделении дорогу от стажёра до руководителя Следственного управления севера Москвы, так как лишь в течение всего двух лет, с 2015-го по 2017-й, руководила другим подразделением — СУ УВД по Зеленоградскому округу. Мои подчинённые знают, что и у них в перспективе есть определённые возможности для карьерного роста.
Те юристы, кто связал свою жизнь со следствием, обладают повышенным чувством ответственности. Этим же качеством должны обладать руководители, и оно присуще моим ближайшим сподвижникам: заместителю начальника СУ — начальнику следственной части полковнику юстиции Илье Владимировичу Козыреву и заместителю начальника Следственного управления полковнику юстиции Николаю Анатольевичу Аксюченко.
По большому счёту, стезя следователя — это гораздо больше, чем только призвание. Следователь видит результат своего труда, направив уголовное дело на рассмотрение суда. Другими словами, следователь осознаёт, что в данной конкретной ситуации помог человеку возвратить похищенное имущество или возместить причинённый ущерб, восстановить справедливость и привлечь преступника к уголовной ответственности. А значит, следователь испытывает большое удовлетворение, которое придаёт ему моральных и физических сил в дальнейшей службе.
Александр ТАРАСОВ,